2 красавіка – Сусветны дзень распаўсюджвання інфармацыі аб праблеме аўтызму
Аўтызм – гэта няздольнасць фармаваць эмацыйныя адносіны з навакольнымі. У раённым банку дадзеных аб дзецях з асаблівасцямі псіхафізічнага развіцця па стане на 30 сакавіка 2020 года налічваецца 22 дзіцяці з аўтызмам.
2 АПРЕЛЯ –ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПРОБЛЕМЕ АУТИЗМА
Аутизм, или расстройства аутистического спектра (РАС),—термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной системы.
Эти расстройства проявляются главным образом нарушениямив трех сферах:
1. Общение -как человек общается с детьми и взрослыми (нарушения социального взаимодействия).
2. Разговор -как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица (нарушения в области коммуникации).
3. Поведение -как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности).
Аутизм часто сочетается с другими нарушениями. Значительная часть людей с РАС (от 25 до 50%) имеют сопутствующую умственную отсталость, часто у них имеются расстройства моторики и координации, проблемы с желудочно-кишечным трактом, нарушения сна. Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность. К подростковому возрасту примерно у 10–30 % детей с аутизмом развивается эпилепсия.
Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники.Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра.
Некоторые (около 20–25 %) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать.
Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины.
Что делать, если вы стали случайным свидетелем истерики, связанной с аутизмом?
Истерики у детей случаются нередко, и это касается не только детей с аутизмом. Однако гораздо труднее успокоить ребенка, если у него аутизм.
Важно понять, что ребенок в состоянии истерики уже прошел тот этап, когда он может прислушаться к чужим уговорам. Он потерял контроль над собой.
Приналичии аутизма истерика связана с более высоким риском причинения себе вреда. В этот момент приоритет родителей —это безопасность ребенка, а не удобства окружающих.
Доверяйте родителям и их знанию своего ребенка. Скорее всего, они в курсе, что конкретно спровоцировало истерику, и они знают, как лучше всего успокоить ребенка.
Не бойтесь подойти к родителям и спросить, можно ли им чем-то помочь. Будьте готовы принять ответ «нет».
Если кто-то будет негативно комментировать ситуацию — отвечайте вместо родителей. Помогите информировать других людей, что истерика была вызвана трудностями ребенка, и это не имеет отношения к родительскому воспитанию.
Продолжительность истерики может быть разной. Она не зависит ни от вас, ни от родителей. Лучшая помощь с вашей стороны —это ваше спокойствие и попытки успокоить.
За более подробной информацией обращайтесь в Государственный Лидский районный ЦКРОиР
тел. 646591, 646593.
Педагог-психолог ЦКРОиР Горшанова Ольга НиколаевнаАутизм - это нарушение развития человека, характеризующееся отклонениями в поведении, общении и социальном взаимодействии. Аутизм находит свое выражение в различных формах. Кроме этого, проявления аутизма могут присутствовать при других умственных расстройствах.
Симптомы и признаки аутизма
У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Чаще всего аутизм проявляется к трем годам. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста.
Поведенческие характеристики, используемые для описания синдрома аутизма:
1. Нарушено развитие неречевой и речевой коммуникации. Характерно:
- Отсутствие мимики и жестов. Может отсутствовать и речь;
- Ребенок никогда не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза;
- Речь нормальная, но беседовать с другими ребенок не может;
- Речь ненормальная по содержанию и форме, то есть ребенок повторяет услышанные где-то фразы, которые не относятся к данной ситуации;
- Речь ненормальная фонетически (проблемы с интонацией, ритмом, монотонность речи).
2. Нарушено развитие социальных навыков. Характерно:
- Дети не желают общаться и дружить с ровесниками;
- Игнорирование чувства и существование других людей (даже родителей);
- Не делятся с близкими своими проблемами, так как не видят в этом необходимости;
- Никогда не подражают ни мимике, ни жестам других людей или повторяют эти действия неосознанно, никак не связывая их с ситуацией.
3. Нарушено развитие воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов. Характерно:
- Неестественное, нервное, отчужденное поведение;
- Ребенок-аутист проявляет истерики при изменении окружающей обстановки;
- Предпочтение отдает уединению, играм с самим собой;
- Отсутствует воображение и интерес к воображаемым событиям;
- Тяготит к определенному предмету и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках;
- Испытывает требование точно повторять одни и те же действия;
- Концентрирует свое внимание на чем-то одном.
Люди, страдающие аутизмом, отличаются неровным развитием, что дает им возможность быть талантливыми в какой-то узкой области (музыка, математика). Для аутизма характерно нарушение развития социальных, мыслительных, речевых умений.
Причины аутизма
Некоторые исследователи полагают, что причиной аутизма могут стать различные патологии родов, черепно-мозговые травмы, инфекции. Еще одна группа ученых относит аутизм к детской шизофрении. Существует мнение и о врожденной дисфункции мозга.
Вполне вероятно, что важную роль в развитие аутизма играет врожденная хрупкость эмоций. В таких случаях при воздействии каких-либо неблагоприятных факторов ребенок закрывается от внешнего мира.
Диагностика аутизма
Выявить у ребенка аутизм врачи сразу не способны. Причиной этого является то, что такие симптомы аутизма наблюдаются и при нормальном развитии ребенка. Из-за этого диагноз зачастую ставят с опозданием. Для аутизма характерно разнообразное проявление, при этом ребенок может иметь только два-три симптома, что тоже затрудняет диагностику. Главный признак аутизма – нарушение восприятия реальности.
Ребенок, страдающий аутизмом, не желает ни с кем вступать в контакт. Создается впечатление, что он даже не чувствует боли. Речь развивается медленно. Встречается недоразвитие речи. Ребенок боится всего нового, выполняет монотонные и повторяющиеся движения.
Если родители обнаружили у ребенка симптомы аутизма, они должны немедленно обратиться к детскому психиатру. В настоящее время создано много центров развития ребенка, в которых помогут диагностировать и оказать эффективную помощь в лечении.
За более подробной информацией обращайтесь в Государственный Лидский районный ЦКРОиР
тел. 646591, 646593
Педагог-психолог ЦКРОиР
Горшанова Ольга Николаевна