И одним из приёмов развития речи детей-дошкольников старшего возраста, является использование чистоговорок. С помощью чистоговорки можно развивать все стороны речи ребёнка (фонематический слух, звукопроизношение, словарь, грамматику и связную речь). Использование данного приёма предоставляет ребёнку возможность создать «своё», придумать самому.
Для чего же нужны чистоговорки?
1. На развитие правильного звукопроизношения
Использовать чистоговорки на закрепление звуков можно, когда идёт автоматизация звука в словах и фразах. Придумайте с ребёнком слова на изучаемый звук, составьте фразу, а к ней чистоговорку. Для развития у детей выразительности речи, правильной дикции и для лучшей автоматизации звука предлагать произносить чистоговорку несколько раз, но с различной интонацией, или громко и тихо.
Отработка на примере чистоговорки: чу-чу-чу – я гулять хочу
а) Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью)
б) Скажи голосом разным по тембру (как мишка, мышка)
в) Скажи тихо-громко
г) Скажи медленно-быстро
д) Скажи, выделяя разные слова (ударяем молоточком на разные слова)
2. На развитие фонематического слуха
С детьми 6-7-летнего возраста проводится более сложная работа по развитию фонематического слуха. Для привлечения детей к звучащему слову, для развития звуко - слогового анализа, можно также использовать чистоговорки.
Задание:
а) Добавь слог с определённым звуком:
са-са-са – ли…, са-са-са – колба…
б) Прошагай по слогам: ла-ла – ост-ра-я пи-ла
в) Закончи чистоговорку: са-са-са – … (каша, коза, коса)
г) Подбери слово с заданным звуком: са-са-са – лиса (хитрая, рыжая, пушистая, смелая)
д) Повтори не ошибись: су-шу, су-шу – я письмо пишу
е) Поменяй звук: ал-ал- бал ( «л» на «р»), са-са-са – крыса (поменять на звук «ш»)
3. Развитие словаря, грамматики и связной речи.
С помощью чистоговорок можно учить детей употреблять предлоги, согласовывать слова, придумывать новые слова, составлять небольшие рассказы.
Задания:
а) Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла, использовать схемы)
б) Назови чистоговоркой (один-много) по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)
в) Ответь чистоговоркой какой или какая, что делает (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла)
г) Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)
д) Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра—высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)
е) Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?
Работая в данном направлении, надо отметить, что чистоговорки, как рифмованная фраза с часто повторяющими звуками, вызывает интерес у детей к занятиям, даёт возможность быстрее усвоить материал, активизирует речевое воображение ребёнка.
Подготовила учитель-дефектолог
Ровбуть Т.Н.