Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников.

Дата: 6 марта 2017 в 13:40, Обновлено 30 марта 2017 в 09:40

    В дошкольном детстве закладываются основы духовного развития, эстетического сознания, художественной культуры. Вот почему особое значение имеют содержание и формы детской деятельности и их обогащение. Материал, предлагаемый детям, должен будить их фантазию и воображение, вызывать эмоциональный отклик и побуждать к творческой активности. Таким материалом для дошкольников может быть белорусский фольклор.

 Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.

Использование фольклора  позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях,  поэтому фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в доброту, красоту нашего мира.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Ребенок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал. 

Детский музыкальный фольклор - это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей.

Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.

С музыкальным фольклором дети знакомятся в повседневной жизни, на музыкальных и других занятиях, развлечениях, утренниках и народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги –словом, обеспечивает эмоционально –психическое благополучие.

Наиболее распространенным и доступным средством является песня. Народная песня одно из ярких произведений музыкального фольклора входит в жизнь ребенка как основа белорусской музыкальной культуры. Песни призваны помочь интересней преподнести детям сказку, ярче иллюстрировать действия ее героев, дают наиболее полный выход эмоциональной  энергии детей, их темпераменту и творческой активности. Ребенок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально.

С  народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Солнышко», «Сорока –сорока» и т. д. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность.

Белорусские народные песни богаты разнообразием жанров. Особое место занимает «материнская поэзия»: колыбельные песни, пестушки,  потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких – все это прекрасный материал, используемый нами на музыкальных занятиях.

Знакомя детей с жанром колыбельной песни, мы вовлекаем ребенка в игру, связанную с убаюкиванием любимой куклы, но одновременно с этим стремимся к достижению напевности при исполнении песни, поощряем песнетворчество дошкольников. Колыбельные песни несут в себе народную мудрость и красоту – это частица фольклора.

Работая с малышами над музыкально – ритмическими  движениями  мы постоянно обращаемся к  народным мелодиям: «Из – под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я, выйду ль я», «Ах ты , береза», «Коробейники» и т.д. Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения.

Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д.

   В работе с детьми средней, старшей и  подготовительной групп, мы часто используем другие фольклорные жанры – песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т.д. – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где – то напевают, а поют обрядовые песни целиком.

Решая проблему развития творческой активности каждого ребенка, следует учитывать, что она на всех этапах его развития в процессе освоения музыкально – фольклорного творчества выражается в трех формах: подражание;  исполнение  по просьбе взрослых необходимых действий; самостоятельные действия. Они предполагают  сформированность определенных знаний, умений и навыков.

Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности воспитателей учреждения дошкольного образования.

При обращении к истокам белорусской культуры неизбежно затрагивается земледельческий календарный фольклор и календарные обрядовые праздники. Совсем необязательно посвящать детей в глубинный магический смысл древних обрядов или разъяснять им более позднее наслоение церковно – христианского значения определенных календарных дат. Фольклорные праздники, с которыми знакомятся дети, - это яркая образная игра, где обыденное превращается в сказочное, где действие сопровождается нарядными костюмами, скороговорками, закличками, считалками, столь близкими детскому восприятию.

   В зимних праздниках дети знакомятся с доступными их возрасту колядками и играют в народные игры, проявляют творческую фантазию в инсценировании песен. Интересно проходят «Рождественские святки», где дети старших групп ходят в гости к детям младшего возраста с песнями, закличками, колядками. 

Весенние праздники "Масленица", «Сороки» (прилет птиц), «Встреча Весны», «Благовещение», «Пасха». Здесь происходит знакомство дошкольников с весенними закличками, хороводными песнями, приметами весны. Дети вспоминают, какие птицы прилетают весной, т. е. осуществляется интеграция с другими образовательными областями (экология, знакомство с художественной литературой и др.)

Не остаются без внимания и летние праздники: «В гости к березке» (Троица),  и праздник «Ивана Купала».

Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего.

Таким образом, когда дети  поют  песни, участвуют   в народных танцах, водят хороводы, играют   на народных музыкальных инструментах, играют  в народные игры - у них   формируется  исполнительская и творческая активность.

Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного  народного творчества.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.