Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

"Развитие связной речи у детей через составление рассказа по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок"

Дата: 16 марта 2022 в 21:56

Важным компонентом готовности к школьному обучению, является наличие сформированной связной монологической речи, в частности пересказа. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных задач. По мнению большинства педагогов, обычной разговорной речи ребенка учить не надо. А что касается связной речи, речи – рассказа, то ей, безусловно, ребенка надо учить. Если ребенку много читать и ненавязчиво просить его пересказать то, что он видел и слышал, то основы связной речи у такого ребенка сформируются без особых затруднений. В противном случае, отмечается нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи, нарушение логиковременных и причинно-следственных связей в тексте. При составлении рассказа дети проявляют низкую степень самостоятельной активности, не могут выделить главные и второстепенные элементы замысла и связей между ними. Также у них отмечается бедность и однообразие словаря и языковых средств.                                                         

Учитывая все перечисленное, можно сделать вывод, что ознакомление дошкольников с произведениями художественной литературы является важным направлением в коррекционно-развивающей работе. Художественная литература позволяет дошкольнику проникнуть в мир чувств и эмоций героев, вызывает интерес к взаимоотношениям между персонажами и т.д.                                                              

Для успешного овладения ребенком навыками пересказа, необходимо соблюдать определенную последовательность в работе:                                                    

1. Рассказывание текста ребенку. Не чтение, а именно рассказывание художественного произведения, что требует хорошего знания текста. Ребенок должен видеть умение взрослого выполнить ту задачу, которую взрослый ставит перед ребенком, т.е. «образец» пересказа. Целесообразно, чтобы в литературном произведении присутствовали диалоги между героями, что поможет ребенку в процессе пересказа.                                                   

2. Обыгрывание прочитанного текста с использованием пальчикового, кукольного, настольного и других видов театра. Положительное влияние на запоминание прочитанного текста, оказывает игра – драматизация, в которой ребенок участвует сам, когда он связывает слово с действием, учится брать на себя определенную роль. В процессе речевого общения, дети овладевают особенностями родного языка, таким образом, обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь, уточняются правильные формы связи слов в предложениях и т.д.                         

3. Пересказ текста ребенком по вопросам взрослого. Ребенку задаются вопросы, ответы на которые помогают ему раскрыть смысл действий, которые совершают персонажи. Взрослый учит ребенка тому, как надо поступать правильно, воспитывает в них положительные нравственные качества, учит правильно выражать свои мысли, оформлять высказывания.        

4. Изображение прочитанного текста в художественной деятельности (рисунок, аппликация, лепка, конструирование и др.). Важным средством для воспитания эстетического отношения к окружающему миру является изобразительная деятельность, которая дает возможность ребенку создать рисунок на основе собственного замысла, реализуя свои потенциальные возможности. Отображение литературного текста позволяет ребенку еще раз продумать содержание текста, проговорить его про себя, отобразить в рисунке свои личные представления об услышанном.                         

5. Пересказ текста ребенком с опорой на наглядность. Этому предшествует повторное прочтение сказки. Это вызвано тем, что многим детям необходимо еще раз напомнить последовательность событий, вспомнить, имена героев и др. Ребенок с опорой на игровую деятельность и свой рисунок, пересказывает уже хорошо ему знакомое произведение. 

Такой алгоритм действий развивает у ребенка: умение слушать художественный текст, следить за развитием сюжета, формировать эмоциональное восприятие сказки и интерес к ней, отвечать на вопросы по его содержанию, выполнять игровые действия, стимулирует ребенка повторять отдельные слова и выражения из текста, передавать содержание сказки в изобразительной деятельности, пересказывать содержание текста, с опорой на игровые действия и рисунок, развивает внимание, память, воображение, мышление.

Подготовила учитель-дефектолог: 

Міхалёва Е.В.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.